1. Понятие just cause
В целях обеспечения большей ясности и предсказуемости временная нормативная база вводит общее определение "just cause" (справедливая причина) в пункт 1 статьи 14 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков: "Контракт может быть расторгнут любой из сторон без каких-либо последствий (выплаты компенсации или наложения спортивных санкций) при наличии справедливой причины. Как правило, справедливой причиной является любое обстоятельство, при котором сторона не может более разумно и добросовестно продолжать договорные отношения".
До этого определение справедливой причины содержалось только в практике CAS и, в последствии, Комментариях к Регламенту ФИФА по статусу и трансферу футболистов.
2. Расчет компенсации за расторжение трудового договора
В пункте 1 статьи 17 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков указано, как рассчитывается компенсация, подлежащая выплате в случае нарушения договора. Решение по делу Диарра содержит критические соображения в отношении некоторых критериев расчета. Соответственно, не признавая незаконность каких-либо из этих аспектов, ФИФА решила внести максимальную ясность и стабильность. Поэтому некоторые аспекты были исключены из временной нормативной базы, чтобы прояснить подход к расчету компенсации.
Измененная редакция:
"Во всех случаях сторона, понесшая ущерб в результате нарушения договора контрагентом, имеет право на получение компенсации. С учетом положений статьи 20 и Приложения 4 в компенсации за обучение и, если иное не предусмотрено договором, компенсация за нарушение рассчитывается с учетом понесенного ущерба в соответствии с принципом "позитивного интереса", с учетом индивидуальных фактов и обстоятельств каждого дела и с должным учетом законодательства соответствующей страны".
В этой измененной формулировке некоторые ключевые принципы остаются неизменными:
- принцип, согласно которому сторона, понесшая ущерб в результате нарушения договора, вправе требовать финансовой компенсации для восстановления положения, в котором она оказалась бы, если бы нарушение договора не произошло, в соответствии с принципом "позитивного интереса";
- принцип, согласно которому отправной точкой для расчета ущерба является количественная оценка понесенного ущерба;
- принцип, согласно которому сторона, требующая компенсации, несет бремя количественной оценки, обоснования и доказывания понесенного ущерба;
- тот факт, что при расчете размера присуждаемой компенсации всегда должны учитываться индивидуальные факты и обстоятельства каждого дела; и
- принцип, согласно которому стороны могут заранее договориться о сумме, подлежащей выплате в случае нарушения договора.
Аналогичные поправки были внесены в правила, применимые к спорам с участием тренеров.
3. Бремя доказывания в отношении солидарной ответственности
В соответствии с временной нормативной базой, пункт 2 статья 17 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков гласит следующее:
"Право на компенсацию не может быть передано третьей стороне. Новый клуб игрока несет солидарную ответственность за выплату компенсации, если, принимая во внимание индивидуальные факты и обстоятельства каждого дела, может быть установлено, что новый клуб побудил игрока нарушить контракт".
Обоснование и цель этого правила – обеспечить, чтобы все решения о солидарной ответственности принимались с полным учетом индивидуальных фактов и обстоятельств каждого дела, и чтобы солидарная ответственность применялась только в том случае, если будет установлено, что новый клуб игрока склонил его к нарушению контракт.
4. Бремя доказывания в отношении побуждения к нарушению договора
Временная редакция пункта 4 статьи 17 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков гласит следующее:
"Спортивная санкция налагается (i) на любой клуб, уличенный в нарушении контракта в течение защищенного периода, или (ii) на новый клуб игрока, если, принимая во внимание отдельные факты и обстоятельства каждого случая, можно установить, что новый клуб побудил игрока нарушить контракт в течение защищенного периода. Клубу запрещается регистрировать новых игроков как на национальном, так и на международном уровне в течение двух полных и последовательных регистрационных периодов. Клуб может регистрировать новых игроков на национальном или международном уровне только со следующего регистрационного периода после полного отбытия соответствующей спортивной санкции. В частности, он не может использовать исключения, предусмотренные пунктом 3 статьи 6 настоящего регламента, для регистрации игроков на более ранней стадии".
Остается принцип, согласно которому любой клуб, уличенный в нарушении контракта в течение защищенного периода, может, как и раньше, подвергнуться спортивным санкциям.
Смысл и цель измененной формулировки этого правила заключается в том, чтобы решения о возможных спортивных санкциях в отношении нового клуба за склонение к нарушению контракта всегда принимались с полным учетом индивидуальных фактов и обстоятельств каждого случая. Соответственно, спортивная санкция может быть применена к новому клубу только в том случае, если клуб-истец сможет доказать, что новый клуб игрока склонил его к нарушению соответствующего контракта.
Таким образом, временная нормативная база меняет бремя доказывания в отношении побуждения к нарушению договора.
5. Международные трансферные сертификаты (МТС)
Измененная версия статьи 11 Приложения 3 к Регламенту ФИФА по статусу и трансферу в рамках временной нормативной базы устанавливает измененный механизм выдачи МТС. Вкратце этот новый механизм можно описать следующим образом:
- Когда новая ассоциация игрока делает запрос на доставку МТС, прежняя ассоциация должна в течение 72 часов доставить МТС в новую ассоциацию. o Бывшая ассоциация больше не может отклонить запрос МТС.
- Если бывшая ассоциация не ответит на запрос МТС в течение 72 часов, новая ассоциация сможет зарегистрировать игрока в новом клубе и внести соответствующую регистрационную информацию об игроке в TMS.
- В исключительных обстоятельствах игрок, бывшая или новая ассоциация могут попросить ФИФА вмешаться в ситуацию, отправив письмо по электронной почте regulatory@fifa.org.
Во избежание сомнений, такое вмешательство никогда не может быть использовано для блокировки выдачи МТС игрока исключительно по причине, например, текущего контрактного спора. Возможность запросить такое вмешательство предусмотрена только для тех случаев, когда, например, запрос МТС подается без ведома игрока, оскорбительным образом по отношению к игроку или случае технической ошибки, связанной с запросом МТС.
- В любом случае выдача МТС не затрагивает никаких договорных споров между игроком, его бывшим клубом и/или его новым клубом. Другими словами, даже если бывшая ассоциация немедленно подтвердит выдачу МТС, это никак не повлияет на право пострадавшего клуба подать контрактный иск против игрока и/или его нового клуба.
Действие следующих дисциплинарных мер временно приостанавливается с немедленным вступлением в силу:
1. Любые дисциплинарные меры в отношении игроков, связанные с взысканием финансовых выплат, назначенных на основании статьи 17 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков.
2. Любые дисциплинарные меры в отношении тренеров, связанные с взысканием финансовых выплат, назначенных на основании статьи 6 Приложения 2 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков.
3. Любые дисциплинарные меры в отношении клубов на основании солидарной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 17 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков.
4. Вышеуказанное включает случаи, когда после решения Футбольного трибунала было вынесено последующее решение Дисциплинарного комитета ФИФА на основании ст. 21 Дисциплинарного кодекса ФИФА, ред. 2023 г., или на основании ст. 15 Дисциплинарного кодекса ФИФА, ред. 2019.
Согласно статье 29 Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков (в редакции временной нормативной базы), измененные правила Регламента ФИФА по статусу и трансферу игроков также будут применяться непосредственно к делам, находящимся на рассмотрении.